??????.??????? ?????????? ?? ??? ????

ФГОС

 

 

Приемы формирования УУД на уроках географии

Виды действий

Содержание и приемы формирования

Работа с текстом учебника

 

-найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ;

-уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);

- поставь вопросы к  данному абзацу;

- составь суждение по тексту параграфа…;

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; -расскажи по опорным словам (разверни информацию);

- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы

 - создай таблицу (сверни информацию) по;

-составь план изучения темы…(алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем);

- составь набор понятий темы…;

оставь предложения по теме…,используя слова «так, как», «потому что»,следовательно», «если, то»;

-зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;

- составь разные предложения с одним и тем же понятием ….

Анализ учебного текста

1.Прочитайте текст параграфа.

2.Ответьте на два основных вопроса:

  - О чем говорится в тексте?

- Что говорится в тексте об этом?

3.Выделите основные мысли текста.

4.Выделите предложения, подтверждающие  основные  мысли.

5.Сформулируйте вопросы к тексту по схеме:

-ровень –знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.);

-2уровень-знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.);

-3уровень        - умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.).

               Работа с диаграммами

 

1.   Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображено на диаграмме.

2.   Знакомимся с условными обозначениями.

3.   Выполняем различные задания. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий.

Работа с  графиками.

 

Порядок работы.

1.    Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах.

2.    Определить цифровые показатели графических изображений путем  их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления

3.    Объяснить причины изменения процесса.

Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е.видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.

Работа с понятиями.

 

   Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления.

       Алгоритм работы с понятиями:

- Назвать понятие, дать его определение.

- Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

- Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения.

- Связать понятие с другими, касающимися данного предмета.

- Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие.

- Определить термин своими словами.

- Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.

 

Сравнение

Умение сравнивать – это умение       устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия  (противопоставлять).

Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое  сравнение и как его выполнить.

Как сравнивать объекты?

Сравнить–это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия.

Для этого необходимо

1.Определитьобъекты  сравнения.

  2.Выделить  признаки, по которым они будут  сравниваться.

3.Найти общие черты.

4.Найти черты отличия.

5.Объяснить причины  того и  другого и сделать выводы.

В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, таблицы и графики, географические карты, выполняя практические работы и оформлять его результаты в виде  таблиц и  схем.

Например:

1.                  Сравните  географию  железнодорожного  и  автомобильного транспорта России.

2.                  Сравните роль речного транспорта в Европейской и азиатской части страны.

 

Установление причинно-следственных связей

Установление причинно-следственных связей – это способность определять  взаимосвязь  явлений, в возникновении и развитии которых одно служит  причиной, а другое  следствием.

Как установить причинно-следственные связи?

1.Выясни главную причину явления.

2.Укажи  следствие,  вытекающее  из причины.

3.Проанализируй  причину и  следствие  в отдельности.

4.Построй  гипотезу взаимосвязи  причины и  следствия и  докажи  ее.

Например:

1.                  Почему в северных и северо-восточных районах страны очень низка густота транспортной сети?

2.                  Почему в азиатской части страны велика роль речного транспорта.

 

 

 

подробнее...

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ 
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ 
СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель:  обеспечить  профессиональную  готовность  педагогических 
работников  к  реализации  федеральных  государственных  образовательных 
стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования...

 Подробнее

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Цель:  обеспечить  профессиональную  готовность  педагогических 
работников  к  деятельности,  связанной  с  планированием  образовательных 
результатов...

 Подробнее

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Цель:  обеспечить профессиональную готовность педагогических работников  к  деятельности, связанной с  отбором образовательных ресурсов, адекватных 
образовательным результатам...

 Подробнее


Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»