|
|
ФГОС |
Приемы формирования УУД на уроках географии
Виды действий |
Содержание и приемы формирования |
Работа с текстом учебника
|
-найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …;
-уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);
- поставь вопросы к данному абзацу;
- составь суждение по тексту параграфа…;
- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; -расскажи по опорным словам (разверни информацию);
- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы
- создай таблицу (сверни информацию) по…;
-составь план изучения темы…(алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем);
- составь набор понятий темы…;
-составь предложения по теме…,используя слова «так, как», «потому что»,следовательно», «если, то»;
-зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;
- составь разные предложения с одним и тем же понятием …. |
Анализ учебного текста |
1.Прочитайте текст параграфа.
2.Ответьте на два основных вопроса:
- О чем говорится в тексте?
- Что говорится в тексте об этом?
3.Выделите основные мысли текста.
4.Выделите предложения, подтверждающие основные мысли.
5.Сформулируйте вопросы к тексту по схеме:
-1уровень –знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.);
-2уровень-знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.);
-3уровень - умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.). |
Работа с диаграммами
|
1. Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображено на диаграмме.
2. Знакомимся с условными обозначениями.
3. Выполняем различные задания. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий. |
Работа с графиками.
|
Порядок работы.
1. Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах.
2. Определить цифровые показатели графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления
3. Объяснить причины изменения процесса.
Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е.видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями. |
Работа с понятиями.
|
Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления.
Алгоритм работы с понятиями:
- Назвать понятие, дать его определение.
- Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
- Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения.
- Связать понятие с другими, касающимися данного предмета.
- Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие.
- Определить термин своими словами.
- Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.
|
Сравнение |
Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).
Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить.
Как сравнивать объекты?
Сравнить–это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия.
Для этого необходимо
1.Определитьобъекты сравнения.
2.Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.
3.Найти общие черты.
4.Найти черты отличия.
5.Объяснить причины того и другого и сделать выводы.
В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, таблицы и графики, географические карты, выполняя практические работы и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.
Например:
1. Сравните географию железнодорожного и автомобильного транспорта России.
2. Сравните роль речного транспорта в Европейской и азиатской части страны.
|
Установление причинно-следственных связей |
Установление причинно-следственных связей – это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием.
Как установить причинно-следственные связи?
1.Выясни главную причину явления.
2.Укажи следствие, вытекающее из причины.
3.Проанализируй причину и следствие в отдельности.
4.Построй гипотезу взаимосвязи причины и следствия и докажи ее.
Например:
1. Почему в северных и северо-восточных районах страны очень низка густота транспортной сети?
2. Почему в азиатской части страны велика роль речного транспорта.
|
подробнее...
|
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Цель: обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования... |
Подробнее
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Цель: обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к деятельности, связанной с планированием образовательных результатов... |
Подробнее
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Цель: обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к деятельности, связанной с отбором образовательных ресурсов, адекватных образовательным результатам... |
Подробнее |
|
|
|
|